Месторождения тенгизита
Тенгизит – географическое название камня, образовавшегося в результате техногенной аварии на месторождении Тенгиз.
Месторождение нефти Тенгиз расположено в Казахстане у северо-восточной оконечности Каспийского моря, второе по размеру запасов в этой стране. Открыто советскими нефтяниками 19 декабря 1979 г. при разведке подсолевого горизонта. В то время месторождение считалось уникальным по запасам.
С 1993 г. разрабатывается казахским совместным предприятием. По сути, американцами. Доля Казахстана в прибыли сегодня составляет 20% (в 1993 г. было 50%).
Авария на разведочной скважине №37 случилась 25 июня 1985 года. Скважина планировалась для разведки подсолевого горизонта, её фактическая глубина составила 4467 м.
При подъёме бурильного инструмента произошёл выброс нефти и газа в атмосферу. Через несколько часов открытый фонтан нефти и газа загорелся. Раздался взрыв газа. На высоту 150-200 м взметнулся факел газонефтяной смеси. Через пять минут рухнула буровая вышка, махина 300 тонн весом.
Для ликвидации аварии необходимо было расчистить подходы к устью скважины от завалов рухнувшей конструкции и техники. Из Волгограда доставили танк. Они стрелял по завалам болванкой прямой наводкой. Затем куски цепляли самодельным якорем и оттаскивали с помощью прицепного крана грузоподъёмностью 25 тонн.
Были задействованы бойцы четырёх военизированных отрядов. Работали заходами по 15 минут – противопожарные костюмы не выдерживали температур, сгорело порядка 2 тысяч комплектов. Из бойцов погиб один – Владимир Бондаренко из Полтавского отряда. Ему потом установили памятник возле места гибели.
После аварии, на 37-й скважине в день сгорало порядка 10-20 тонн нефти. В феврале 1986 г., когда скважина ещё горела, но уже была управляема, приглашённые американские специалисты привезли оборудование, чтобы заглушить скважину. Спустить колонну труб – непростая задача, поскольку давление внизу скважины составляло порядка 800 атмосфер, а у устья – 200-300 атмосфер. Выполнив её, американцы уехали. Цементирование скважины производилось советскими специалистами. Работы завершились 27 июля 1986 года.
При этом заглушение скважины произведено с нарушением регламента работ, поскольку колонна труб была спущена на 3090 м, после чего произведена цементация. Согласно регламенту, заглушение (установка цементного моста) должно производиться непосредственно над продуктивным горизонтом.
Главный инженер управления, проводившего бурение, русский, был осуждён на 4 года, как давший команду о подъёме бурильного инструмента (в буровом журнале нашли его подпись). Государственная комиссия признала эту команду ошибкой, приведшей к аварии.